ДИАГНОСТИКА НА ПЛАТНОЙ ОСНОВЕ: +7 (499) 488-84-74
Справочная служба МНТК (г. Москва): +7 (499) 906-50-01

Новости

Профессор-офтальмолог назвал неожиданные причины, по которым дети могут ослепнуть

У детей в России стали чаще встречаться переломы костей черепа и глазных орбит. Об этом в интервью ФАН рассказал заведующий отделом реконструктивно-восстановительной и пластической хирургии Национального медицинского исследовательского центра «МНТК «Микрохирургия глаза» Минздрава РФ, доктор медицинских наук Михаил Катаев.

Профессор офтальмологии назвал причины тревожной тенденции и объяснил, как избежать опасных травм.

«Играют в доктора и делают укол под глаз»

— Михаил Германович, ежегодно ваш центр оперирует около 15 тысяч детей со всей России. Это количество как-то изменяется год от года?

— Нет, количество никак ощутимо не изменяется. Меняется характер травм — сейчас больше стало переломов.

— Почему так происходит?

— Сложно сказать, с чем именно это связано. Может быть, с хулиганством и криминалом. Наверное, и родители меньше занимаются детьми, меньше следят за ними… Здесь трудно винить именно родителей — они учат тому, чему могут. Но тенденция такая есть: переломов стало больше.

— Знаю, что специалистам вашего центра периодически приходится извлекать из глаз инородные предметы. Например, недавно в одном из филиалов прооперировали девочку, у которой в глаз попала бусинка от украшения…

— Инородные тела на самом деле не такая уж частая патология по сравнению с другими видами травм. 1-2 раза в месяц поступают такие дети, у которых осколки в глазу. Их удаление для профессионалов вполне посильная задача. Проблема в том, что эти осколки вызывают последующие серьезные осложнения.

— С какими травмами глаз чаще всего сталкиваются юные пациенты?

— Дети могут бросать в костер шифер — это очень распространенная травма. Он взрывается, летит мелкими осколками и попадает в глаза. Встречаются и другие способы травмирования, это могут быть ножницы или игла. К примеру, при игре в доктора дети делают друг другу укол под глаз.

Повредить глаз можно ножом, стеклом, карандашом — ребенок держит карандаш острием кверху и натыкается на него, камнем из рогатки, пульками из пневматики, даже снежком.

Типичные травмы связаны с падением с велосипеда, мотобайка: ребенок едет на велосипеде и не смотрит вперед, попадает ветка в глаз, например. Перелом орбиты может случиться при занятиях спортом или танцами. Укусы собаки очень даже нередкая травма.

— Собаки кусают прямо в область глаз?

— Это может быть укус собаки за голову, за лицо. Конечно, повреждение зависит от величины клыков животного. Если маленькая собака, то в этом случае как правило отрываются веки, если крупная, то могут быть переломы костей лица, глазницы.

«У детей кости могут треснуть даже при небольшом ударе»

— Вы упоминали занятия спортом и танцами. Имеются в виду травмы при падении?

— Нет. Например, ребенок прыгает с какой-то высоты, его тело при этом группируется, амортизирует, голова резко наклоняется, удар головы приходится на коленку. Причем в силу анатомических пропорций ребенка с коленкой встречается именно область глаза. Такой удар часто заканчивается переломом кости орбиты. Взрослые при таком же приземлении просто не достанут головой до коленки, а дети в силу своей гибкости могут получить травму.

В танцах есть опасность при резких поворотах: партнерша нечаянно локтем попадает в глаз партнеру, получается перелом. Даже лыжная палка… Можно подумать, что лыжная палка опасна тем, что у нее есть острый конец. На самом деле нет, острым концом травм практически не бывает. Чаще всего ребенок просто натыкается на эту лыжную палку при падении, и эта палка может вызвать перелом орбиты с проникновением в полость черепа.

— Вы упомянули снежки. Имеется в виду обледенелый, затвердевший комок? Или любой снежок может стать причиной серьезной травмы?

— Совсем необязательно, чтобы это был обледенелый снежок. Это может быть не рыхлый, а уплотненный и точно запущенный. У детей кости пружинистые, мягкие, они могут треснуть даже при относительно небольшом ударе. Такие же последствия могут быть и от удара мячиком, и тем более камнем из рогатки.

— Ранее в интервью нашему изданию вы рассказывали о наличии специфических травм глаз у детей в ДНР и ЛНР из-за подрывов на боевых снарядах, неосторожного обращения с неразорвавшимися боеприпасами. Означает ли это, что среди российских детей, которые, к счастью, не находятся в зоне постоянных боевых действий, реже встречаются подобные травмы глаз?

— Нет, не означает. В России дети тоже нередко взрывают снаряды, капсюли, патроны, регенеративные патроны от противогазов и так далее. У нас в практике далеко не единичны случаи, когда маленький ребенок находит у родителей травматический пистолет, рассматривает его и — что неудивительно —обязательно посмотрит в «глазок» и нажмет при этом на курок. Происходит травма и глаза, и орбиты.

Если дело касается тяжелых травматических устройств типа бесствольного пистолета «Оса», с огромной резиновой пулей, то ранение получается если не смертельным, слава богу, то черепным: пуля оказывается внутри, в полости черепа, пройдя через орбиту. Тут уже, конечно, о сохранении глаза речи не идет, нужно восстанавливать хотя бы какой-то внешний вид.

«Выхаживать таких пациентов очень тяжело»

— Чем заканчиваются обычно такие истории? Какими последствиями эти травмы чреваты для детей?

— Последствия зависят от характера травмы. Если глаз задет вскользь, то это еще полбеды, но бывает, что осколок пробивает непосредственно глазное яблоко и внедряется в зрительный нерв. Тогда слепота практически неминуема. В глазу могут возникать кровоизлияния, воспаления после травм. Это очень тяжелые ситуации, из которых выходить очень трудно.

Реконструктивные операции могут заканчиваться катарактой, гемофтальмом (кровоизлияние внутри глаза. — Прим. ФАН) и посттравматической глаукомой. Выхаживать таких пациентов очень тяжело.

Кроме того, многое зависит от характера первичной хирургической обработки. Если пациент сразу попадает в учреждение с высокой квалификацией, результат получается лучше. Но, как правило, они поступают уже с осложнениями после травм. Помимо того, что глазное яблоко страдает, повреждаются веки, а они очень важны. Из-за их повреждения глаз может не закрываться, ресницы могут заворачиваться, из-за этого заворота или выворота может возникнуть бельмо, снизиться зрение.

Из-за травм также повреждаются глазные мышцы, ломаются кости, нарушается слезный аппарат. Если мышцы разорваны, возникает косоглазие, двоение изображения, ребенок не может смотреть и читать. Если кости ломаются, глазные мышцы могут застрять в этих переломах, это чревато смещением глазного яблока, ограничением движений глаза, нарушением бинокулярного зрения. Последствий тут довольно много.

— В каких случаях есть надежда на восстановление зрения и возвращение ребенка к полноценной жизни?

— Это бывает в основном тогда, когда самая важная структура глазного яблока не задета. Если пулька прошла через глаз, да еще насквозь, маловероятно, что исход будет счастливым. Но если повреждения вызваны кончиками ножниц, иглой, стеклом — то, что называется «чистая рана», — их можно хирургически обработать, при необходимости поменять хрусталик на искусственный, сделать какие-то дополнительные операции, например, по поводу отслойки сетчатки.

Кроме того, важно проследить за процессом реабилитации. У детей регенеративный потенциал выше, но и реакция на повреждение может быть ярко выраженной. А постепенное, стабильное заживление ран более благоприятно, чем быстрое и агрессивное. Организм реагирует на повреждение и плохо, если эта реакция избыточна. На травмированные ткани глаза могут вырабатываться антитела. А поскольку в организме помимо раненого глаза есть еще и здоровый, возникает опасность реакции на неповрежденный глаз. Так называемая симпатическая офтальмия вызывает аутоиммунное воспаление второго глаза.

«Профилактикой травм нужно заниматься на уроках ОБЖ»

— Многие способы травмирования глаз, которые вы перечислили, крайне сложно предугадать: не каждый родитель может предположить, что ребенок, который спокойно рисует, может в следующую секунду ткнуть острием карандаша себе в глаз или вернется с травмой с урока танцев… Есть ли способы предотвратить такие происшествия?

— Предотвратить многие вещи можно. Чем вообще отличаются детские травмы от взрослых? Тем, что у взрослого человека это, как правило, процесс неожиданный, непредсказуемый или происходит в ситуации, когда трагедии не избежать. При этом взрослый знает, что именно может быть травмоопасным. У детей эта травма чаще всего логична: ребенок часто совершает действия, которые очевидно опасны, но он просто об этом не знают. Что-то взрывается в костре — красиво, фейерверк, осколки разлетаются, а о том, что будет, если они попадут в глаз, дети не думают. Идут погладить какую-нибудь сторожевую собаку, не допуская того, что она может укусить.

Необходимо детей учить обращению с травмоопасными предметами и последствиям, которые они могут вызвать, поведению в потенциально опасных ситуациях. В школе есть уроки ОБЖ, основы безопасности жизнедеятельности, но там в основном речь идет о катастрофах, об отравлениях, пожарах, наркотиках и так далее.

— Мне казалось, что подобные травмы актуальны для детей до пяти лет примерно. В школьном возрасте тоже это встречается?

— Школьный возраст очень активный: дети друг в друга и стреляют, и ручками тыкают — это распространенная вещь. Именно школьники чаще балуются со взрывоопасными предметами: нужно объяснять, что их нельзя трогать, нельзя вскрывать. Надо обучать детей, в каких ситуациях необходимо обращаться к старшим за советом.

— Как должна выглядеть, с вашей точки зрения, профилактика подобных травм на уроках ОБЖ?

— Должен быть разбор конкретных бытовых ситуаций с объяснением того, что карандаши, ручки, ножницы, отвертки никогда нельзя держать острием вверх. Взрывоопасные устройства нельзя трогать и перемещать, и так далее. Это должны объяснять и родители, и учителя в школе.

Глаз — слишком серьезный орган, чтобы игнорировать заботу о нем.

Читать на сайте


Присоединяйтесь к нам в соцсетях: